«О, я знаю-знаю! Шапито, это потому, что вы переезжаете!»
А вот и не знаете! 🙂
Вопреки распространенному мнению, название – шапито, не имеет отношения к переездам и колесам в целом?
Слово «шапито» французского происхождения и является однокоренным со словами «шапо» — то есть шапка, «шапитр» — то есть глава, оглавление. В общем, смысл слова можно передать так — «покрытый колпаком».
Современные шапито – это шатры, оснащенные высокотехнологичным оборудованием.
А ткани покрывающие шатер, это очень дорогие материалы разработанные в соответствии с высокими стандартами качества, требуемыми нынешним цирковым рынком.
В каждом шапито работает команда, на плечах которой серьезная работа по установке купола, манежа, зрительного зала, светового и звукового оборудования, специальных ремней, тросов, канатов и подвесов для воздушных жанров.
Это команда настоящих профессионалов, потому что монтажные работы, им за сезон нужно производить многократно.
А когда наступают холода, приходит еще время монтажа системы обогрева купола, при помощи тепловых пушек.
Все цирки передвижные! Все они переезжают!
И стационарный и шапито. И там, и там переезжают и артисты и животные.
Как переезжает стационарная программа?
Животные грузятся в наемные фуры, с ними едет либо дрессировщик, либо опытный служащий.
Артистам оригинальных жанров цирк покупает билеты и те едут согласно гастрольному графику поездом в другой город, где есть стационарный цирк.
В стационаре личный транспорт не у всех дрессировщиков и животные обычно грузятся в транспортных клетках, в наемные прицепы.
Как переезжает шапито.
Как только заканчивается заключительное представление в населенном пункте (обычно это вечер), каждый артист собирает свой реквизит и выносит из купола, чтобы ничего не мешало рабочим.
Артисты кормят животных, складывают реквизит и подготавливают свой транспорт для переезда, который обычно начинается утром.
Утром, когда просыпаются артисты, купол цирка, уже уложен на прицепы и готов к отправке. (Потому, что рабочие трудились всю ночь.)
И программа выдвигается на другую площадку.
По обыкновению едем — автопоездом, что очень удобно и предусмотрительно.
Ведь если какая-то машина сломается или что-то случится в дороге, то все тут же прибегут на помощь.
Кстати, именно это мне очень нравится в цирке, если возникает проблема, то она решается немедленно с привлечением всех человеческих и материальных ресурсов.
Дрессировщики шапито всегда грузятся после всех, т.е.перед самым выездом, чтобы животные как можно меньше находились в фурах.
А вот на площадку заезжают первыми, чтобы поставить транспорт и вольеры максимально близко к форгангу (выход на манеж) и выгрузить животных.
В шапито транспорт для животных, является обязательной собственностью артистов с животными. Поэтому свои прицепы, фургоны и фуры они имеют возможность оборудовать максимально под нужды и индивидуальные особенности своих любимцев.
В таких фурах животные с запасом обеспечены всем необходимым и могут находиться в них комфортно достаточно длительное время, если возникнет такая необходимость.
Вопреки мнению зоодилетантов, никакого стресса животные шапито при переезде не испытывают и без всяких признаков беспокойства, с удовольствием участвуют в погрузке.
Ведь у каждого животного шапито, в дороге свой комфортный и родной домик.
В стационарном цирке, артисты живут в гостиницах.
В шапито, все артисты живут на площадке, а дрессировщик 24/7 находится рядом со своими животными.
Одним из важнейших преимуществ шапито, я по собственному опыту, считаю неограниченность в пространстве и возможность расширяться при необходимости.
Всегда, когда мы приезжаем на площадку, у всех животных есть возможность находиться на необходимом им, свежем воздухе. А у копытных, еще весь день возможность пастись на свежей травке. Чем мы с удовольствием всегда пользуемся.
Иногда везло настолько, что рядом оказывался водоем, где можно было купаться и купать некоторых животных.
Главное отличие шапито в том, что не зрители идут в цирк, а цирк едет к зрителям. Ещё одно, на мой взгляд важное отличие шапито, внутренний мир коллектива. Люди всё время вместе и в быту и в дороге. Понятие цирковая семья, на сегодняшний день, осталось-то, наверно, только в шапито. При таком близком общении и сплоченности иначе просто и быть не может.
Шапито — это люди. Может в нем меньше помпезности, но профессионализма в нем ничуть не меньше, чем в стационарных цирках. Об этом напишу в следующий раз.
К людям, шапито точно ближе. Часто в зале сидят дети, которым кассир подарил билет.
На свое усмотрение.
Бывает так, что у цирка трутся дети, которым хочется попасть на представление, но из-за каких-то жизненных трудностей нет возможности.
И директор не заругает кассира за этот поступок))
Знаете, руководитель, чаще всего, человек в своих проблемах одинокий.
Но в шапито, коллектив обычно в курсе всех проблем цирка, старается помочь и своего директора бережет.
Директору шапито бывает очень сложно. Но тот, кто умеет работать в команде, гастролирует успешно.
Артисты, они ж, как дети, к каждому надо подстроиться и с каждым артистом у него индивидуальный договор.
К хорошему директору артисты мечтают попасть на работу.
В шапито есть администраторы, это те люди, которые едут впереди цирка, согласно гастрольному графику и подготавливают населенный пункт и площадку к приезду.
Именно им нужно к приезду цирка, разместить рекламу, договориться о подключении купола к электричеству, выбрать место для установки, заключить договора на вывоз мусора, привоза опилок и т.п. Предупредить ветеринарные службы о приезде животных.
Если стационарные цирки, это здания со всеми существующими коммуникациями, то в шапито все согласования на подключения благ цивилизации, администраторы производят каждый раз, в каждом населенном пункте, заново.
Шапито разъезжает везде, порой оказывается в таких местах, куда попасть можно только на пароме или нужно проехать вдоль отвесной скалы, а то и приходится забираться в крутые горы.
Километрами меряя щебенку и грязь, чтобы приехать в районы, где даже дорог толком нет — едет шапито.
Потому, что там живут люди и ребятишки ждут праздника.
ЦИРК РОЖДЕН ПОД ШАТРОМ!
Можно смело утверждать, что родитель цирка, это шапито. А стационарные цирки — его дети.
По сравнению с серыми стенами стационарных цирков, яркие купола шапито, мне лично, нравятся больше.
Летом стационары не показывают программы. И раньше, маститые артисты, всегда работали летний период в шапито.
И песни про цирк… они, кстати, практически все….про шапито написаны…