— Шеф, всё пропало! Гипс снимают, Бурятия принимает закон об эвтаназии невостребованных животных!
Думаю, примерно такие настроения держали в напряжении зоозащитную общественность в ноябре 2023 года. Но тогда организаторы сказали: «Спокойно, у нас есть бумага из АП РФ! Запрещено расширять список животных, которых можно усыплять. Ибо сие — живодёрство». Вместо документа, правда, прикрепили красивый пейзаж.
Прошло время, вслед за Бурятией, которая приняла закон об эвтаназии 17 ноября, последовала Республика Алтай (19 декабря), Забайкальский край (25 декабря) и Астрахань (26 декабря). Остальные регионы начинают создавать свои законы по аналогичной схеме. Например, Иркутск обдумывает введение практики усыпления невостребованных животных.
Зоозащитники не дремали: писали во все инстанции, били во все колокола, подали в суд, чтобы отменить этот закон. Но прокуратура Бурятии указала, что закон правильный, ветеринария Бурятии подтвердила, перспективы в суде непонятные и снова стало истерически неуютно на душе зоозащитника. Как будто живодёры наплевали.
Но организаторы не дали пастве заняться рефлексией, а опубликовали тот же текст, что и в ноябре, выдав его за новый. Правда вместо красивого пейзажа — невнятная помятая бумага с буквами.
В нашем же распоряжении есть целых два «свежих» ответов Администрации Президента РФ (далее — АП РФ) от 22 и 30 декабря 2023 года. Так что же АП РФ действительно говорит про эвтаназию бродячих животных?
22 декабря АП РФ утверждает, что ОСВВ привёл «к социальной напряжённости среди населения, участились случаи обращения граждан о нападении животных без владельцев, прошедших процедуры отлова-стерилизации-вакцинации-выпуска (далее — ОСВВ)».
АП РФ указывает, что в Бурятии ОСВВ пожирает огромные средства: в 2021 — 56 млн рублей, в 2022 — 122,6 млн рублей. И эти бюджетные деньги шли на развитие четырёх частных (!) приютов.
На сегодняшний день стерилизация может помочь только контролировать популяцию безнадзорных собак. Многие эксперты сходятся во мнении, что наиболее эффективным решением проблемы является эвтаназия, которая выступит достаточной мерой для защиты безопасности людей и имущества. Усыпление рассматривается как более гуманный способ обращения с безнадзорными животными, чем оставление их на улице в условиях отсутствия кормовой базы и очень низких температур. Безнадзорные животные страдают от недоедания, болезней и травм, полученных в драках с другими животными или в результате действий человека. Эвтаназия позволит избавить этих животных от страданий и предотвратить причинение ими вреда людям и другим животным, обеспечит контроль популяции бродячих собак, тем самым уменьшая их воздействие на окружающую среду и здоровье населения.
И далее — что закон Бурятии позволит решить проблему с бродячими собаками: понизит риски покусов и порчи имущества, защитит животных от жестокого обращения, предупредит болезни, эпидемии и т.д. Поэтому закон Бурятии правильно расширил список животных, подлежащих усыплению, включив туда и невостребованных собак.
Ответ АП РФ от 30 декабря 2023 года адекватно воспроизводит картину мира: «Убийство животного формально не запрещено (человек ежедневно потребляет мясо домашнего скота)». Поэтому 245 УК РФ следует применять только в случаях, когда цель жестокого обращения с животными — именно жестокость, т.е. причинение боли и (или) страданий, из хулиганских или корыстных побуждений.
АП РФ напоминает зоозащитникам, что согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. И что животных, содержащихся в пунктах временного содержания запрещено усыплять, за исключением необходимости защиты конституционных прав граждан. А посему, Бурятия приняла закон, способствующий обеспечению безопасности граждан, поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сохранению имущества и гуманному обращению с животными.